Вернуться к списку проектов

Проведение естественнонаучных анализов для исследования продуктов древнего хозяйства.

Как было отмечено ранее на всех изученных памятниках превалируют находки целых сосудов и фрагментов керамики. Довольно массовый материал из керамики получен на могильнике Ормандыбулак, где как правило в могильную яму с погребенным было положено около трех, реже двух сосудов. Кроме того, как внутри оград, так и за ними, фиксировались фрагменты битой керамики, а также целые горшки.

Сосуд 1.Из всего числа описываемых сосудов, сосуд 1 является самым маленьким. Лепной(?), острореберный, плоскодонный, приземистых пропорций.Края венчика округлые, отогнуты наружу (точка изгиба – 7 мм). Наблюдается слегка выраженная придонная часть, т. е.налеплен поддон. Форма сосуда 1 - сложная закрытая с профилировкой в верхней части (диаметр на тулове больше, чем диаметр по венчику). Тулово раздутое, имеет форму в виде расходящегося усеченного овалоида (вазовидной формы). В области плечика и верхней части тулова фиксируются потемнения (нагар? Но на дне нет темных пятен). Тесто светло-коричневого цвета. Высота сосуда 14 см, диаметр дна 5.5 (поддона – 9.5) см, диаметр тулова 17.5 см, устья – 16.2 см.

Сосуд 1 богато орнаментирован. По венчику и шейке проходит орнамент в виде заштрихованных равнобедренных треугольников, ориентированных вершинами вниз вправо, ниже расположены заштрихованные ромбы.После каждой полосы орнамента проходят по два ряда горизонтальных линий. На плечико нанесена горизонтальная линия из вдавленных треугольников, направленных острыми углами вверх и выполненных зубчатым штампом. На верхнюю часть тулова нанесенорнамент в виде двух горизонтальных линий и ниже расположенного меандра. Придонная часть покрыта рядом из наклонных заштрихованных треугольников, ориентированных вершинами вверх, ниже подчеркнутые двумя горизонтальными линиями. Метод нанесения всего орнамента - гребенчатый штамп.

Керамический сосуд 1

Сосуд 2. Сосуд 2 определяется как лепной(?), плоскодонный, отчетливой вазовидной формы с переходом к дну. Венчик закругленный, отогнут наружу (точка изгиба – 5 мм(?)) и образует небольшой наплыв, край венчика с внутренней стороны выделен выступом (?). Присутствует ребро на тулове. Сложная «закрытая» форма с легкой профилировкой в верхней части. Тулово раздутое, округлое (шарообразное), имеет форму в виде усеченного овалоида. Имеетвысокий конический поддон с желобками, имитирующими гофрировку. Тесто светло серо-коричневого цвета. Высота сосуда 17.5см, диаметр дна 8 см (поддона –9.4 см), диаметр тулова 19,2 см, устья – 17.4 см.

Орнамент полностью нанесен в области венчика, плечика, а также в верхней части тулова и в придонной части. Венчик опоясан лентой из вертикально ориентированных многорядных зигзагов и горизонтальных линий по две сверху и снизу. Орнамент по плечику аналогичен орнаменту венчика. Узор по тулову представляет собойпоясок из равносторонних заштрихованных треугольников,острые концы которых направлены в сторону корпуса сосуда, ниже – меандровый мотив. Придонная часть опоясана рядом из заштрихованных треугольников, ориентированных вершинами вверх, ниже – три горизонтальные линии. Метод нанесения всего орнаментального декора сосуда 2 определяется как гребенчатый штамп.

Керамический сосуд 2

Сосуд 3.По размеру данный сосуд, относительно рассматриваемых (сосудов), можно назвать большим. Лепной, плоскодонный, имеется поддон(?). Венчик ровный и слегка от¬кинут наружу (точка изгиба - 8 мм). Сосуд 2 закрытой вазовидной формы, слабопрофилированный, с плавной шейкой. Тулово шарообразное, имеет форму в виде усеченной сферы. На венчике и в верхней части тулова фиксируются следы ремонта с помощью бронзовых скоб. Тесто коричневого цвета со следами сильного нагара?. Высота 23 см, диаметр дна9 см (поддона – 11,7 см), тулова – 27 см, устья – 24,5 см.

Орнаментом полностью покрыты области венчика, шейки, плечика, дна и верхняя часть тулова. С наружной стороны край венчика украшен горизонтальной лентой из заштрихованных прямоугольных треугольников, ориентированных вершинами вниз вправо, ниже идут две горизонтальные линии. Данная орнаментация венчика подобна сосуду 1. Орнамент шейки – это раппорт из вертикального многорядного зигзага (елочка), сопровождающегося по краям маленькими треугольниками, выполненными в виде оттисков зубчатого штампа. Ниже под параллельными горизонтальными линиями, проходящими по плечику, верхняя часть тулова орнаментирована узором.

Придонная часть украшена наклонными параллельными вертикальными линиями из прямых насечек, выполненные гребенчатым штампом. Общиеметодынанесениявсегоорнамента – гребенчатый и зубчатый штампы.

Музей первого президента РК - музей новейшей истории Казахстана. Конгресс-центр ЭКСПО в Астане является частью наследия Казахстана. Узнать цены на экскурсии 2018 -2019 Вы сможете на нашем сайте.

Иллюстрации рабочего процесса

Об институте

Казахский научно-исследовательский институт культуры
Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

ТОО «Казахского научно-исследовательского института культуры» является научно-исследовательской и проектной организацией Республики Казахстан по системному анализу культурного пространства страны во всех его уровнях, участию в выработке государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности государства в области культуры и информации, комплексному изучению и сохранению историко-культурного наследия Казахстана.

Миссия Казахского научно-исследовательского института культуры заключается в осуществлении углубленного системного анализа сферы культуры и научно-исследовательской деятельности, реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан, сохранении и изучении историко-культурного наследия Казахстана, интеграции в мировое культурное пространство и эффективном международном сотрудничестве.

Официальный сайт: www.cultural.kz

О группе

Байтлеу Дархан Айтжанулы

Руководитель проекта

Научным руководителем проекта является канд. ист. наук Байтлеу Дархан Айтжанулы. Директор филиала Института археологии им. А.Х. Маргулана КН МОН РК в г. Астана, Ведущий научный сотрудник, Кандидат исторических наук. Родился 04.10.1979 г. в с. Ералиев Жанааркинского района Карагандинской обл. Обучался на историческом факультете Жезказганского университета им. О.А. Байконурова; асперантуру проходил в институте археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск).

Участники проекта: Касеналин А.Е., Калиева Ж.С., Мұсырманкұл П.Б., Бермагамбетов А.Ж., Искаков А.Ш., Бирмуханова А.О., Досымбетов Н.А., Ахметов М.Г., Юмакаева Э.