Вернуться к списку проектов

Результаты исследования

С позиции историографии этап подлинно научного осмысления материалов эпохи бронзы Урало-Енисейского региона начался с доклада С.А. Теплоухова в Русском Музее в 1923 г., в котором исследователь аргументировал выделение андроновской культуры на материалах могильников Ярки I, II, Новоселово и Андроново, что является поворотным событием, давшим толчок для развития такой области знаний в археологии как андроноведение. Однако, несмотря на длительную историю изучения андроновской проблематики, до сих пор остаются остро дискуссионными вопросы, связанные с ее периодизацией и хронологией, что делает актуальным проведение дальнейших археологических изысканий.

В эпоху бронзы территорию Сарыарки населяли племена андроновской и постандроновской культурных общностей, представленные носителями алакульской, федоровской и бегазы-дандыбаевской культур, со специфичными, отличными друг от друга представлениями в области погребальной архитектуры.

Согласно разрабатываемой в последние годы периодизации, алакульская культура региона прошла две фазы развития: раннеалакульскую с двумя этапами (петровский и нуртайский) и классическую алакульскую. Одним из главных маркеров раннеалакульских древностей является наличие атрибутов связанных с колесничным комплексом.

На материалах центрально-казахстанских алакульских некрополей представляется реально проследить некоторую динамику трансформации погребальной архитектуры от петровского этапа к нуртайскому и далее к классическому. Некоторое своеобразие комплексов Сарыарки от северо-казахстанских и южно-уральских объясняется отрывом мигрантов от исходного очага культурогенеза (Южное Зауралье), периферийной позицией данного региона в алакульской ойкумене, культурным взаимодействием с федоровскими этнокультурными группами, детерминированностью сырьевой базой и особенностями природно-ландшафтной зоны.

На данном этапе исследований можно констатировать, что фёдоровские социально-стратифицированные памятники имеют несколько иное опредмеченное выражение в отличие от статусных захоронений синташтинской и алакульской родоплеменной знати. Ключевой маркер элитарности выражался не столько в наличии богатого сопроводительного инвентаря и крупных размерах погребальных камер, а в масштабности и сложности надмогильного сооружения.

Отличительной особенностью федоровских надмогильных конструкций является их большая вариативность. Над статусными захоронениями элиты Центрального Казахстана фиксируются по нескольку концентрических оград сложенных различными строительными техниками с широкими обходными коридорами, а также иногда внутренними кольцевыми рвами (Аксу-Аюлы II, Бесоба, Ортау II, Байбала II и др.).

В эпоху поздней бронзы происходит дальнейшая трансформация архитектурного комплекса. Появляются высоко статусные погребения в мавзолеях. Пирамидальность и ступенчатость кровли, а также квадратная в плане форма бегазинских захоронений элиты является исходным признаком архитектурного стиля бегазинцев, который реализовывался в том или ином варианте на всех исследованных комплексах (Каражартас, Бугулы III, Бегазы, Айбас-Дарасы, Сангру I, Дандыбай).

Таким образом, погребальная архитектура на протяжении бронзового века отличается некоторым своеобразием. Если на развитом этапе (XIX-XV вв. до н. э.) различия объясняются культурным разнообразием в Сарыарке, то на позднебронзовом этапе (XIV-IX вв. до н. э.), происходит существенный новационный скачок. Появляются сложные в архитектурном плане пирамидально-ступенчатые сооружения родоплеменной знати (мавзолеи), характеризующие, по мнению академика А.Х. Маргулана « … кульминационный этап развития бронзовой культуры … ».

История развития домостроительства в эпоху бронзы на территории Сарыарки позволяет сделать следующие выводы: информация источников по этому вопросу, во-первых, свидетельствует о присутствии андроновских домостроительных традиций на всех этапах бронзовой эпохи указанного региона, а, во-вторых, говорит о наличии преемственной связи в домостроительстве культур андроновской и постандроновской общностей.

В рамках реализации проекта в 2018 г. были проведены археологические исследования разнокультурных памятников на территории Каркаралинского (поселения Алат и Кызылтас) и Шетского (могильник Талдинский-1) районов Карагандинской области. Полученные в ходе работ материалы отражают особенности предметного мира и погребального обряда носителей петровской, алакульской, федоровской и бегазы-дандыбаевской культур на территории Сарыарки.

Наиболее ранние комплексы эпохи бронзы были исследованы на могильнике Талдинский-1. На погребальной площадке, вытянутой с запада на восток, визуально зафиксировано 18 сооружений двух культурно-хронологических горизонтов: андроновского и постандроновского.

К петровскому времени принадлежат сооружения 7 и 8, которые представляли собой земляные курганы с каменными ограждениями округлой и овальной в плане формы, во внутриоградном пространстве которых зафиксировано по одной погребальной камере в виде грунтовых могил.

В сооружении 6 было исследовано два захоронения в каменных ящиках, которые оказались на момент исследований ограбленными. Керамический комплекс содержит сосуды с уступчатым и округлым плечом, что характеризует гончарные традиции алакульского и федоровского населения.

К позднему бронзовому веку относится сооружение 5 могильника Талдинский-1, о чем свидетельствует обнаруженная керамическая коллекция известная в культурах валиковой керамики, а также материалы работ на поселениях Алтат и Кызылтас.

На поселении Алат раскопом, площадью 108 кв. м были исследованы 2 постройки хозяйственного назначения и установлена их прямая стратиграфия. К нижнему строительному горизонту относится группа хозяйственных ям, верхние границы которых зафиксированы на уровнях 0,7-0,9 м – №№ I-VII, а также система столбовых ям.

К верхнему строительному горизонту принадлежит хозяйственная постройка, располагавшаяся в северо-восточной части раскопа, а также хозяйственные ямы, зафиксированные на уровне 0,3 м (№№ VIII-IX) и колодец, использовавшийся, видимо, для нужд производственной деятельности.

Внешне вся керамика мастерской 2 поселения Алат имеет большое сходство, однако, судя по количеству технологических схем и рецептов формовочных масс, на поселении одновременно существовало несколько групп гончаров с разными традициями изготовления керамики. По наиболее представленным технологическим схемам можно сказать, что этих групп было не менее трех-четырех, а разные программы конструирования начинов являются свидетельством глубоких различий в их происхождении.

Между данными группами и, следовательно, между теми коллективами, к которым они относились, проходили процессы смешения, приведшие к внешнему культурному сходству керамических сосудов.

Проведенный радиоуглеродный анализ позволил скорректировать время существования поселения Алат, которое определяется в рамках XV-XIII вв. до н. э.

Иллюстрации рабочего процесса

Об институте

Казахский научно-исследовательский институт культуры
Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

ТОО «Казахского научно-исследовательского института культуры» является научно-исследовательской и проектной организацией Республики Казахстан по системному анализу культурного пространства страны во всех его уровнях, участию в выработке государственной культурной политики, научному и методическому обеспечению деятельности государства в области культуры и информации, комплексному изучению и сохранению историко-культурного наследия Казахстана.

Миссия Казахского научно-исследовательского института культуры заключается в осуществлении углубленного системного анализа сферы культуры и научно-исследовательской деятельности, реализации Концепции культурной политики Республики Казахстан, сохранении и изучении историко-культурного наследия Казахстана, интеграции в мировое культурное пространство и эффективном международном сотрудничестве.

Официальный сайт: www.cultural.kz

О группе

Жауымбаев Сагандык Убаевич

Руководитель проекта

Жауымбаев С.У. имеет более 60 научно и научно-методичские публикации в региональных, республиканских и зарубежных (российских) изданиях, среди которых особое место занимают: монография «Горное дело и металлургия бронзового века Сарыарки», два учебных пособия «Қазақстан археологиясы» и «Алғашқы қауымдық құрылыс тарихы», один из авторов областной энциклопедии «Караганда и Карагандинская область» выпущены на двух языках в 2007-2008 годах, методические указания для студентов исторических специальностей – «Средневековые города и поселения Казахстана», «Методические указания по истории первобытного общества», «Методические указания и по истории СССР эпохи феодализма на казахском языке, а также «Словарь – указатель по археологии и истории первобытного общества». С.У. Жауымбаевым подготовлены видеоматериалы «Археологические памятники Казахстана». Так же подготовил курсы лекций на электронных носителях по курсам: «Археология» и «История первобытного общества» и «Древняя история Казахстана». Научно-исследовательская и воспитательная деятельность археолога – педагога Жауымбаева С.У. неоднократно было показано по Республиканскому и Карагандинскому телевидению.

Участники проекта: В.В. Евдокимов, А.И. Кукушкин, Е.А. Дмитриев, О.С. Шохатаев, М.С. Химади.